Вслед за термином «инновация» в
современный словарь русского языка и библиотечной отчетности довольно прочно вошел термин «креативность» (словарь
приложений OFFICE ;-) – не в счет). Идея проведения «Тренинга креативности» родилась у меня в сентябре, накануне очередного заседания Регионального межведомственного совета молодых библиотекарей «Фахівець майбутнього». Молодые библиотекари Луганщины, как всегда, показали себя на высоте.
В следующих публикациях мы перейдем к практическим упражнениям на развитие креативности.
А для начала поясню:
Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный,
творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся
готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных
или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве
независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри
статичных систем. Под креативностью подразумевают
способность человека придумывать усовершенствованные или совсем неожиданные и
новые идеи.
Американский психолог Гилфорд отмечает 6 параметров
креативности:
1. Способность
к обнаружению и постановке проблем;
2. Способность
к генерированию большого количества идей;
3. Семантическая
спонтанность и гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей;
4. Оригинальность
– способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы,
нестандартные решения;
5. Способность
совершенствовать объект, добавляя детали;
6. Способность
решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость – увидеть в
объекте новые признаки, найти новое использование.
1.
Беглость —
способность продуцировать большое количество идей;
2.
Гибкость —
способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
3.
Оригинальность —
способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
4.
Разработанность —
способность детально разрабатывать возникшие идеи.
5.
Сопротивление
замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время
«оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении
проблем.
6.
Абстрактность
названия — это понимание сути проблемы того, что действительно
существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации
в словесную форму.
Лично мне ближе и понятнее определение Стива Джобса,
гендиректора Apple, под
руководством которого корпорация за последние 10 лет вывела на рынок целый ряд
культовых продуктов, от MacBook и iPod до iPhone и iPad, в 12 раз увеличила
объем выручки, а 10 августа 2011 года впервые в истории стала самой дорогой
компанией в мире. Джобс так объясняет суть креативности: «Креативность — это
просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они
что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не
сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со
временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то
новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие,
или потому, что они больше об этом размышляют». [Wired, 1996год] (опубликовано здесь).
Один из
примеров креативного объединения «разных кусочков опыта» был недавно
опубликован на блоге «Все гениальное просто».
А какие креативные идеи реализовали вы?
"Сопротивление замыканию" - отлично сказано! Критерии креативности по Торренсу -потрясающе:-)
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию к размышлению.
Наш "изюм" для читателей - это, пожалуй, музейная педагогика в обнимку с ИКТ как дорожка к Книге.
А теперь ещё и библиотеатр, и мечта о библиовидеостудии, об экскурсиях по городу. В перспективе - желание видеть библиотеку как площадку для общения и территорию творчества.
да, библиотеки сегодня - не просто книги на полках, каждый день - событие
ОтветитьУдалить